Смена учредителей в некоммерческой организации
Особая правовая основа учредителя (участника) некоммерческой организации не позволяет каким бы то ни было способом передавать, продать или подарить другому лицу. На практике часто возникает необходимость изменить состав учредителей (участников) НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: включить в состав новых участников или вывести старых. На практике необходимость в этом возникает, когда происходит фактическая «продажа» НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, для чего нужно изменить состав учредителей; у действующего участника отсутствует интерес в сохранении своего статуса и управлении НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ по каким-то причинам и НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ необходимы новые участники. Стоит отметить, что возможность изменять состав участников НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ появилась относительно недавно. При этом, изменение состава участников НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ имеет свои характерные особенности и специфику, которую необходимо учитывать.
Смена состава участников (учредителей) может быть изменена в следующих НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ:
1. Все корпоративные НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (к ним относятся, в частности, общественные организации, общественные движения, ассоциации (союзы)
2. некоторые унитарные НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (только автономные некоммерческие организации и фонды).
Применительно к корпоративным НЕКОММЕРЧЕСКИМ ОРГАНИЗАЦИЯМ необходимо сделать следующую поправку. Рассматриваемый порядок касается выхода из таких НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ её членов, которые являлись учредителями данной организации, и сведения, о которых включены в ЕГРЮЛ. Другие члены, не относящиеся к учредителям, входят и выходят из организации в соответствии с положениями устава НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, без соблюдения каких-либо специальных процедур. Данная позиция подтверждается разъяснениями, данными в Письме Минюста России от 24.03.2016 № 11/32870-СГ.
Процесс смены состава учредителей НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.
Выход из состава участников (учредителей) НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ:
Учредитель (участник), намеревающийся выйти из НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, самостоятельно заполняет и подписывает заявление по форме Р14001 и подаёт его в соответствующее Управление ФНС. В тот же день, когда подается заявление по форме, участник (учредитель) обязан направить уведомление об этом юридическому лицу в день направления сведений о своем выходе из состава учредителей (участников) в регистрирующий орган. Уведомление составляется в свободной форме.
Итого требуется два документа: форма Р14001 и уведомление в свободной форме, госпошлины нет.
Вход в состав участников (учредителей) НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ:
Принимается решение (протокол), которым действующие учредители (участники) выражают своё согласие на включение нового. Исполнительный орган управления НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ составляет и подписывает заявление по форме Р14001 и подаёт его вместе с решением (протоколом), выражающим согласие в соответствующее Управление Минюста.
Таким образом, требуется только два документа: форма Р14001 и решение (протокол), госпошлины нет.